Импортозамещение в ИТ-сфере России стало приоритетной задачей для государства и бизнеса после введения санкций. Ограничения подтолкнули к необходимости развивать собственные технологии и уменьшать зависимость от зарубежных поставщиков.
Перспективность стратегии на импортозамещение в ИТ стала понятна после событий 2014 года, но по-настоящему к реализации данной задачи компании подошли после событий 2022 года, когда зарубежные вендоры стали открыто блокировать работу бизнеса в России. И если ранее проекты по импортозамещению компании оценивали через финансовые и функциональные показатели, то с этого момента переход на отечественные решения стал являться фактором безопасности и устойчивого функционирования. Хронология импортозамещения в ИТ выглядит следующим образом:
-
В 2015 году правительство РФ выпустило постановление, запрещающее госорганам закупать иностранное ПО, если его аналог есть Реестре отечественного ПО. Это способствовало развитию отечественных проектов, и спустя год в Едином реестре было зарегистрировано более 600 продуктов.
-
В 2016 году вышло постановление* о приоритете товаров российского происхождения перед товарами иностранного государства.
-
В 2018 году приняли решение о полном переходе государственных компаний на отечественное ПО до 2021 года. И хотя отечественный софт не смог в полной мере заменить иностранный, процесс импортозамещения в ИТ стал еще активнее.
-
В 2019 году вышло постановление* Правительства РФ о стимулировании производства радиоэлектронной продукции в нашей стране.
-
В 2020-2021 годах из-за пандемии вырос спрос на онлайн-сервисы. В результате, например, выручка некоторых платформ в эти годы выросла больше, чем на 70%.
-
В 2021 году Минцифры РФ рекомендовало объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) перейти на российское ПО к 2023 году.
-
В 2022 году из-за санкций с российского рынка ушли или приостановили свою работу такие гиганты как Microsoft, EPAM, Oracle, SAP и другие. Их сервисами пользовались крупнейшие частные и государственные организации в России. Из-за этого потребность в импортозамещении возросла кратно.
Стоит отметить что, если на первых этапах импортозамещения, фокус был на классификации программных решений и создании российских аналогов для широко используемых зарубежных решений, то дальнейшие шаги уже направлены на обеспечение единой экосистемы отечественных решений, за счет их совместимости с отечественными инфраструктурными решениями. В частности, с 2024 года разработчикам отечественного ПО нужно адаптировать его под российские операционные системы.
Особенно стоит отметить требования, предъявляемые к объектам КИИ, где стоит задача замещения, как зарубежных программных решений, так и решений на базе СПО на отечественные аналоги. С 1 сентября 2024 г. субъектам критической информационной инфраструктуры* будет запрещено закупать приобретать и использовать иностранные программно-аппаратные комплексы (ПАК).
В них включается:
Все эти факторы являются основаниями инвестиций для динамичного и устойчивого роста отечественного рынка ПО. Например, объемы инвестиций российской промышленности в отечественное программное обеспечение за 4 года достигли 4 трлн рублей. Такие цифры председатель Правительства РФ Михаил Мишустин привел 21 мая 2024 года. По его словам, вложения в развитие ИТ-инфраструктуры за это время увеличились на треть до 1,5 трлн рублей, затраты на внедрение программных продуктов – в 2,5 раза.
Также пристальное внимание к импортозамещению ИТ было направлено в Указе Президента от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»*. Где наиболее значимыми для ИТ-инфраструктуры РФ являются приоритетные показатели по целям «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» и «Технологическое лидерство»: Увеличение к 2030 г. до 95% доли использования российского ПО в госорганах, госкорпорациях, госкомпаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50%, а также в их аффилированных юридических лицах.
На основании данных фактов, перспектива импортозамещения в ИТ определена государством на приоритетном уровне, как минимум до 2036 года. Именно поэтому стоит уделить особое внимание при выборе Компании, имеющей собственные зарекомендованные уникальные разработки для адаптации ИТ инфраструктуры.
ОТР 2000 – один из лидеров российского ИТ-рынка, с 2000-го года специализируется на цифровой трансформации государственных ведомств и финансовых организаций. Команда ОТР 2000 помогает составить пошаговый план по переходу на российское ПО и оборудование с учетом технических требований и требований к безопасности. Переход на отечественные решения с помощью интегратора ОТР 2000 позволяет компаниям получить ясные результаты.
-
Снижение расходов на лицензии и поддержку,
-
Повышение экономической эффективности и
-
Увеличение конкурентоспособности на рынке.
Использование импортозамещенного ПО снижает риски уязвимостей и атак на информационные системы, так как прозрачный процесс разработки или открытый исходный код обеспечивают более быструю реакцию на обнаружение уязвимостей и багов. А это в свою очередь позволяет:
-
Уменьшить зависимость от вендоров из недружественных юрисдикций,
-
Обеспечить контроль над технологическими решениями,
-
Повысить безопасность и устойчивость информационных систем и
-
Соответствовать требованиям регулятора.
ОТР 2000 является лицензированным и привилегированным партнером ведущих отечественных поставщиков программного обеспечения и новейшего оборудования. Компанией реализовано более 3000 проектов федерального и регионального масштаба. В планах компании расширять поставки ПО и оборудование российскому бизнесу и госкорпорациям.
-------
1. * Постановление №925, 2016г.2. * Постановление №878, 2019г.
3. * Указ Президента №309 от 07.05.2024г.
4. * Федеральный закон № 187-ФЗ от 26 июля 2017 г. «О безопасности критической информационной инфраструктуры России