3–4 февраля 2022 года в здании Правительства Москвы состоялся центральный отраслевой форум в сфере ИКТ и информационной безопасности – Большой Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум-2022».
Ключевым событием деловой программы Форума стало пленарное заседание, посвященное теме «Национальный цифровой суверенитет и будущее цифровой безопасности». Оно прошло под председательством руководства аппарата Совета Безопасности РФ, Государственной Думы, Минцифры России, ФСБ России, ФСТЭК России, Минобороны России, а также других государственных регуляторов и представителей отраслевых предприятий и организаций.
С приветствием от Совета Федерации выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов:
«Мы живем в условиях возрастающего влияния ИТ-индустрии на нашу повседневную жизнь, проникновения цифровых технологий во все сферы общественного взаимодействия, жизни общества и государства. Это хорошо, позитивно. Это создает дополнительные возможности как для развития национальной экономики, всех социальных процессов, модернизации жизни и страны, так и для международного сотрудничества. Но одновременно с этим также возрастают и риски. Совершенно очевидно, что обеспечение национального цифрового суверенитета, обеспечение информационной безопасности и, в частности, защита критической информационной инфраструктуры – это важнейшие задачи! Без их решения невозможно говорить о полноценном продвижении национальных интересов и обеспечению комплексной безопасности страны».
Форум уже в 24-й раз собирает под своей эгидой более 2000 делегатов из всех регионов страны. Среди них известные эксперты, представители ведущих российских и международных ИТ-компаний, образовательных и научных центров, компаний, работающих в сфере телекоммуникаций, энергетики, ВПК, финансов, машиностроения и других отраслях.
От Группы компаний ОТР на Национальном форуме присутствовал директор департамента решений в сфере защиты информации Григорий Куликов:

«В докладах представителей федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), регуляторов и участников рынка ИБ звучала озабоченность следующими проблемными вопросами:
- возрастающим накалом в сфере информационного противоборства;
- отсутствием необходимого количества квалифицированных специалистов по ИБ;
- отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей процессы размещения ГИС ФОИВ в облачной инфраструктуре.
Вместе с тем были отмечены и позитивные моменты:
- снизился уровень банковского мошенничества с использованием информационных технологий;
- были успешно отражены APT-атаки (advanced persistent threat) на ряд федеральных органов исполнительной власти;
- достигнуты успехи в укреплении цифрового суверенитета России.
Группа компаний ОТР, занимающаяся обеспечением и поддержкой защиты информации в ряде министерств и ведомств, постоянно совершенствует свои компетенции в данной сфере и участвует в развитии рынка отечественных средств защиты информации (СЗИ). В январе 2022 года был получен сертификат ФСТЭК на новый продукт компании класса IGA, программный комплекс «ОТР. Универсальный сервер безопасности», позволяющий обеспечивать выполнение требований регулятора в информационных системах, обрабатывающих информацию с грифом не выше «совершенно секретно»», — прокомментировал Григорий Куликов.

В ходе основной части дискуссии были затронуты такие важные вопросы, как импортозамещение, в первую очередь путем обеспечения приоритетного использования отечественных информационных технологий и оборудования, в том числе при решении задач в области цифровизации экономики и государственного управления; развитие систем прогнозирования, выявления и предупреждения угроз киберпреступности и определения их источников; защита прав российских граждан и организаций при обработке персональных данных с использованием ИТ.

Также в рамках работы форума прошли 11 тематических сессий. В формате открытых дискуссий широко обсуждались такие темы, как криптоэкономика и кибербезопасность технологий искусственного интеллекта, формирование «сквозной» системы подготовки кадров для нужд цифровой экономики, безопасности критической информационной инфраструктуры – ТЭК, промышленность, связь, транспорт, финансы, а также готовность России в случае внешних санкций и ограничений.