На смену «классической» RPA идёт технология IA (Intelligent Automation). Она включает, помимо RPA, умное управление процессами iBPMS и машинное обучение ML. О новых тенденциях на рынке автоматизации банковских процессов рассказал руководитель направления RPA/AI компании ОТР Алексей Ильин на конференции «Цифровая трансформация и банковские технологии: статус 2021».
Эксперт ОТР выступил с докладом на тему «Опыт работы с RPA и AI. Перспективы в России и в мире», в котором критически оценил опыт развития RPA за последние 5 лет и сделал прогноз на ближайшее будущее.
Алексей Ильин отмечает: «Современные программные роботы, созданные на промышленных RPA-платформах, автоматизируют только рутинные операции, они работают только со структурированными данными. RPA-платформы управляют роботами, а не процессами. Не все задачи операционного производства можно закрыть роботами. Для работы с неструктурированными данными, такими как сканы документов или произвольный текст, нужно использовать машинное обучение, а для «умного» управления операционным производством нужны более гибкие системы, управляющие процессами, а не только роботами. Такие системы в ближайшем будущем придут на смену «классическим» RPA».
Если рассматривать RPA как альтернативу традиционной автоматизации, то банки могут получить некоторые положительные результаты вначале, но потом, как правило, сталкиваются со сложностями массового внедрения этой технологии. По мнению эксперта ОТР, максимальный эффект от RPA может быть достигнут только в синергии с традиционной автоматизацией, когда процессы развития и обслуживания RPA будут интегрированы в ИТ-процессы банка.
Эксперт прогнозирует, что в ближайшем будущем «чистые» RPA-платформы трансформируются в умные iBPMS-решения, позволяющие объединить человека, роботов и искусственный интеллект в интеллектуальную операционную среду, управляемую по общим стандартам из единого master-центра. «Развитие этого направления движется от управления роботами к интеллектуальному управлению процессами. Также в ближайшее время следует ожидать качественного развития и выхода на новый уровень отечественных RPA и iBPMS-решений», – подытоживает Алексей Ильин.