17-20 ноября в Москве прошла одна из главных конференций, посвященных развитию инновационных технологий, – Russian Tech Week. Ежегодно данная конференция собирает лучших представителей ИТ-отрасли для обсуждения наиболее актуальных вопросов и новостей. В этом году компания ОТР представила в ходе конференции одно из своих главных решений – систему автоматизированной разработки Студия 2.0.
Студия 2.0 – обновленная версия системы разработки, созданной компанией ОТР, которая включает новый модуль саморазработки, сохраняя при этом возможность полуавтоматической работы со встроенным конструктором. Система ориентирована на работу как со структурированными, так и неструктурированными требованиями заказчика, а также быструю обработку их изменений. Главным преимуществом является уменьшение количества участников процесса и, как следствие, удешевление стоимости разработки. Система является модулем флагманского продукта ОТР – платформы «ОПОРА», успешно зарекомендовавшей себя в крупных федеральных госстурктурах, включая Федеральное казначейство, МинФин, Счетную палату и другие.
О том, что предшествовало созданию Студии 2.0, как шел процесс ее разработки и каковы ее перспективы на Russian Tech Week рассказал заместитель начальника управления разработки и архитектуры ОТР Алексей Кузнецов. По его словам, над оптимизацией процесса разработки в компании задумались еще в 2010 году. Далее был подготовлен план ее стратегического развития, предполагающий максимальную автоматизацию процесса разработки, после чего в ОТР началось создание Студии. Первой задачей в данном направлении стал уход от ручной обработки текстовых постановок.
«Наша система должна уметь обрабатывать неструктурированные требования. Как это работает? Процесс задуман так, что через интерпретатор требований мы получаем наполнение связанной системы управления требованиями, которая имеет дружелюбный графический интерфейс и позволяет работать с поставленными задачами уже непосредственно в самой системе. Возможность последующего экспорта по заданным шаблонам, разумеется, заложена, как и возможность сдавать готовую документацию заказчику», – объяснил Алексей Кузнецов.
Второй, не менее значимой в ОТР задачей стала оптимизация большого штата разработчиков. Необходимо было уменьшить число тех из них, которые часто выполняли однотипные задачи. Данная потребность была продиктована рыночной стоимостью разработчиков, которая, и в особенности сейчас, достаточно высока.
«Для решения данной задачи в ОТР сконцентрировались над разработкой главной составляющей системы – модулем саморазработки. Что же это за модуль? Он самостоятельно выполняет все операции разработки, используя в работе заранее заданные алгоритмы и шаблоны. В модуле, в частности, используются облачные технологии, а также искусственный интеллект. Он позволяет осуществлять максимально релевантный подбор методов и функций из имеющейся библиотеки. Также в модуле функционирует встроенный помощник, обеспечивающий быстрое обучение, помощь в поиске решений и подсветку ошибок. Благодаря интеграции с баг-трекерами и формируемой отчетностью модуль дает возможность упростить управление разработкой», – проинформировал Алексей Кузнецов.
Он также обратил внимание, что, по данным исследования Microsoft, в среднем разработчики допускают 70 ошибок на 1000 строк кода, а исправление ошибки занимает минимум в 30 раз больше времени, чем написание самой строки кода.
«В нашем случае система самостоятельно без участия разработчика генерирует код, который выгружается готовыми дескрипторами и в дальнейшем распознается ядром системы», – пояснил Алексей Кузнецов.
Существующие опции системы, а также планы по ее будущему развитию, по его словам, позволяют ОТР добиваться снижения стоимости, увеличения скорости и качества разработки.
«Наша следующая цель – кросплатформенность – возможность присоединения нашего модуля к любому ядру. Далее мы возьмемся за интерпретатор требований, который будет обрабатывать аудиозапись разговора заказчика и бизнес-аналитика и автоматически преобразовывать его в структурированные требования», – рассказал Алексей Кузнецов.
В будущем процесс автоматической разработки в ОТР видят так: заказчик и бизнес-аналитик общаются по скайпу, последний в своем диалоге использует ключевые для постановки задачи слова, затем запись разговора автоматически обрабатывается и загружается в систему управления требованиями, бизнес-аналитик по необходимости проверяет ее корректность и получает техническое задание, оформленное в соответствии с требованиями заказчика, после чего запускает одной кнопкой процесс разработки.
«К тому моменту, как заказчик нальет кофе и вернется в кабинет, он уже получит только что созданный план реализации и всю сопутствующую документацию», – заключил Алексей Кузнецов.
ОТР (Объединенные технологические решения 2000) – системный интегратор, более 20 лет работающий в России с государственным и частным сектором. В портфеле услуг компании не только разработка информационных систем, но также решение инфраструктурных вопросов и проблем информационной безопасности, системная интеграция, внедрение программного обеспечения, техническая поддержка, ИТ-аутсорсинг, ИТ-консалтинг и аудит. Среди клиентов ОТР – организации финансовой отрасли, а также промышленной и социальной сферы. Компания широко представлена по всей России – в регионах успешно функционируют более 20 ее филиалов. В штате компании работает более 2000 специалистов. ОТР занимает 28 место в рейтинге TAdviser: Крупнейшие ИТ-компании в России 2020 году (ТОП-30).