5 декабря 2012 года начал работу портал «Открытый бюджет», основная цель которого - обеспечение гражданского контроля над расходами бюджета и качеством государственных и муниципальных услуг, а также привлечение граждан к активному участию в бюджетном процессе своего региона.
Благодаря порталу граждане смогут не просто узнать, как тратятся бюджетные деньги, направляемые на строительство дорог и социальных учреждений, благоустройство социальной и инженерной инфраструктуры, оказание услуг для населения, но и активно влиять на эффективность их использования. Теперь для этого не обязательно разбираться в сложных финансовых документах и отчетах, по крохам собирать, сводить и анализировать разрозненные данные. Кроме того, можно будет оценить не просто объем потраченных средств, но и то, насколько эффективно их использовали. Для этого на портале предполагается публиковать различные показатели - не только количественные (например, сколько средств тратится на одного человека в сфере образования, медицины и других отраслях), но и качественные (например, обеспеченность детскими дошкольными учреждениями, учреждениями общего образования и т.д.).
Создание портала требовало большой предварительной работы, прежде всего методологической. Разработаны логические группы показателей, которые соотносятся со структурой бюджета, обеспечивают простую навигацию по разделам портала и предоставляют информацию о различных направлениях деятельности государства в тех разрезах, которые действительно интересуют граждан.
В ходе проекта проведен анализ и определены открытые источники данных для расчета показателей, а также регламенты их получения. Разработаны перечень и методика расчета показателей (в части межведомственного взаимодействия и здравоохранения). Созданы и реализованы алгоритмы автоматической загрузки и унификации исходных данных из открытых источников.
При проектировании портала разработчики ориентировались на две основные целевые группы пользователей, в зависимости от уровня знаний о бюджетных процессах, способности к анализу информации:
- Граждан, не обладающих знаниями о бюджете или имеющих низкий уровень знаний. Их интересует информация о бюджете в простой и удобной форме.
- Граждан, обладающих средним или высоким уровнем знаний о бюджете или имеющих навыки аналитической работы. Их интересует всесторонний анализ данных, а также инструменты для этого.
Портал предоставляет расчетные показатели в наглядной форме, позволяет сопоставлять их в разрезе различных регионов.
Поскольку создание портала предусматривало предоставление гражданам возможности обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, разработана схема реализации бизнес-процесса обработки обращений граждан юристами фонда.
По итогам проекта специалистами ОТР запущен в эксплуатацию портал «Открытый бюджет», а также разработаны и переданы Заказчику:
- Перечень и методика расчета показателей первого этапа по межведомственному взаимодействию и здравоохранению (более 64-х показателей).
- Логические группы показателей последующих этапов.
- Источники данных и регламенты их получения.
- Описание функционала всех разделов портала, включая схему реализации бизнес-процесса обработки обращений граждан.
- Согласованный дизайн-макет для корректировки главной страницы портала на втором этапе.
- Регламент сопровождения, инструкция по эксплуатации, методика испытаний.
Хотя первый этап проекта реализован в предельно сжатые сроки, его итоги были высоко оценены Заказчиком. Это стало возможным благодаря умело выстроенному взаимодействию с Заказчиком, а также слаженной и самоотверженной работе участников проектной команды. Важную роль сыграло наличие уникального опыта взаимодействия ОТР с органами государственной власти при реализации закона РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ в части перехода на межведомственное электронное взаимодействие.
Портал «Открытый бюджет» функционирует в тестовом режиме. С первого дня его работы зафиксированы высокая посещаемость сайта, а также поступление откликов и пожеланий посетителей по дальнейшему развитию этого ресурса.
Проект будет реализован в несколько этапов. В настоящее время соглашение об участии в проекте подписали 6 субъектов Российской Федерации - Калужская, Волгоградская, Кировская, Ярославская, Московская области и Республика Коми, - а также 17 муниципальных образований.