Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает оказание Заявителю бесплатных государственных услуг в электронном виде. Для Заявителя это означает конец сбора бесчисленных справок. На практике – приводит к прекращению существования множества посреднических фирм, которые, собирая нужные документы, помогают Заявителю получить услугу, снижению коррупции и главное – к упрощению процесса и сокращению времени и затрат на получение госуслуги.
Ключевое звено этого важного проекта государства в части модернизации оказания государственных услуг – обеспечение межведомственного электронного взаимодействия (МЭВ). О результатах и проблемах в решении этой задачи шла речь на конференции «Актуальные вопросы перехода на межведомственное электронное взаимодействие. Практический опыт», в которой приняли участие около 70 руководителей различных министерств и ведомств страны.
Изначально закон N 210-ФЗ предполагал, что новые правила должны были вступить в силу на территории РФ с 1 июля 2011 г., однако этого не произошло. «Кроме технической составляющей проекта, куда входят система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), корневой удостоверяющий центр и прочие элементы инфраструктуры электронного Правительства в таком масштабном проекте есть серьезная организационная компонента», - разъяснил в своем выступлении Алексей Попов, Директор департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации. Действительно, методические указания Минэкономразвития о новом порядке взаимодействия ведомств, разработанные в рамках реализации закона N 210-ФЗ, фактически изменяют бизнес-процессы оказания услуг и требуют серьезной организационной работы.
На сегодняшний день на федеральном уровне спроектировано около 330 услуг, которые должны оказываться по принципу «одной инстанции». Более 270 технологических карт, где указаны ведомства, ответственные за предоставление сведений и ответственные за реализацию представители ведомств, уже одобрены в Правительстве. Эта задача, сообщил Попов, практически решена (список услуг и их технологические карты размещены на сайте www.210fz.ru). Срок завершения проекта по федеральной части - 1 октября 2011 г., и он будет в целом выдержан. По субъектам и муниципальным органам этот срок перенесен на 1 июля 2012 г.
Второй этап проекта касается реализации сервисов в единой СМЭВ, где уже зарегистрировано несколько десятков вэб-сервисов. До 20-го сентября должно быть проведено тестирование всех сервисов.
Третий этап проекта – внесение изменений в нормативно-правовые акты (НПА), небольшая часть которых вошла в закон № 169-ФЗ от 01.07 2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Параллельно с этим ведутся работы по обеспечению применения ЭЦП, создается единое пространство доверия на базе удостоверяющих центров и установленных форматов сертификата. Предстоит обучение сотрудников ведомств новым порядкам обслуживания.
В целях мониторинга ситуации по оказанию электронных услуг планируется создание интернет-форума, где Заявитель сможет оставить отзыв, рекламацию по качеству предоставления услуг и который будет модерироваться министерствами и ведомствами.
«Переход на СМЭВ влечет за собой процесс оптимизации оказания государственных муниципальных услуг, отказ от излишних процедур, сокращение числа необходимых для оказания услуги документов», - отметил Савва Шипов, Директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации. В связи с этим встает ряд требующих решения задач,- реинжениринг услуг, их администрирование, создание многофункциональных центров (МФЦ), предоставление открытой информации о деятельности органов государственной власти. Создание МФЦ как переход на принцип «одного окна» (а сегодня, по словам г-на Шипова, функционирует уже 260 таких центров) позволит тем, кто не умеет пользоваться интернетом, получить услугу, обратившись в одно место.
Алексей Михайленко, вице-президент компании ОТР, сообщил, что около 25% региональных и муниципальных услуг предусматривают участие в МЭВ федеральных органов исполнительной власти. Средняя нагрузка по согласованию на один федеральный орган исполнительной власти в этот период составит не менее 40 региональных и 12 тыс. муниципальных услуг (без оптимизации). Без соблюдения ряда условий - предварительного планирования процедур информационного обмена между органами власти, без унификации муниципальных услуг на уровне региона - федеральные министерства и ведомства будут перегружены запросами по согласованию технологических карт. Необходимо заблаговременно обеспечить управляемость и универсальность информационного обмена, чтобы избежать создания узких мест.
Он обратил внимание участников конференции на необходимость участия в управлении региональными проектами по организации МЭВ с целью консультирования и совместного контроля согласовательного процесса. Это разработка и тиражирование ведомством на уровень территориальных подразделений единой методики согласования МЭВ и политики информационного обмена. «Практика работы ОТР с каждым субъектом только с унифицированными услугами (когда услуги муниципальных образований унифицированы до единых технологических карт) дала положительные результаты, поэтому мы рекомендуем ее в работе с регионами», - подчеркнул Алексей Михайленко.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, рассказал заместитель руководителя службы Сергей Сапельников, как потребитель информации имеет больше всех контрагентов муниципального уровня со сложными документами, единые форматы которых пока не установлены на федеральном уровне. Кроме того, база данных реестра ЕГРП (Единый государственный реестр прав) распределена по территории РФ и насчитывает тысячи инсталляций. Их централизация будет достигнута не ранее 2013 г. Другая проблема - качество данных, где число ошибок достигает 17%. В настоящее время запущен процесс верификации данных в регионах.
Информационные ресурсы федеральной налоговой службы (ФНС) – одни из наиболее востребованных в оказании государственных услуг. Так, из более, чем 800 государственных муниципальных услуг около 330 требуют межведомственного взаимодействия, а для 230 из них необходим документ из налоговой службы. Эти ресурсы рассредоточены по всей стране и это серьезно осложняет задачу оказания электронных услуг по принципу одного окна.
«Сегодня объем выписок, выдаваемых ФНС в электронном виде, составляет 13 млн. в год, а в бумажном виде - 8 млн. Мы готовы поддержать режим МЭВ, где выписки будут ходить в виде ответов на стандартизованные запросы к вэб-сервисам СМЭВ, и уже переходим к стадии нагрузочного тестирования. Однако нам предстоит выдержать большую нагрузку за счет обращения из муниципалитетов и органов власти субъектов РФ», - сказал Андрей Петрушин, заместитель руководителя ФНС.
В мире наработана большая практика по созданию систем предоставление госуслуг в электронном виде, в том числе на платформе Oracle. Так, в Берлине (Германия) построен сервисный центр по оказанию государственных услуг на базе экосистемы продуктов Oracle, что с учетом затрат на внедрение, интеграцию и поддержку оказалось дешевле, чем с использованием продуктов Open Source. Для правительства штата Техас (США) внедрено предоставление государственных услуг на базе СМЭВ в режиме одного окна и решена проблема построения сквозных бизнес-процессов. В Нью-Йорке выполнен проект предоставления вэб-сервисов с интеграцией многочисленных информационных систем, в результате чего каждое обращение граждан стало обходиться в два раза дешевле. Правительство Дубаи (ОАЭ) внедрило комплекс Oracle E-Business Suite во всех департаментах, исключив тем самым все проблемы, связанные с интеграцией.
Предпочтение, отдаваемое решениям Oracle при создании таких масштабных проектов, докладчики конференции связывают с наличием готовых карт решений для каждой области «электронного правительства». Это позволяет изучать и использовать международный опыт. Другой фактор – наличие базовых технологий для построения крупных систем, в том числе систем электронного взаимодействия, уникальный стек промышленных программно-аппаратных средств в открытых стандартах, а также решения партнеров Oracle.
Конференция вызвала активный отклик аудитории, чувствовалось, что вопросы, затронутые спикерами, в той или иной мере касаются всех слушателей. Мероприятие прошло 26 августа в Москве.
Организатор конференции – общественно-политический журнал «Федерация» при поддержке Oracle и компании ОТР. Технический спонсор – Kraftway.
Информационный спонсор – CNews.