Система казначейских платежей, в разработке и внедрении которой приняла участие Группа компаний ОТР, объявлена «Уникальным IT-проектом года» по версии популярного портала TAdviser. Награждение состоялось в рамках вручения премий TAdviser IT Prize.
В реализации проекта Федерального казначейства были задействованы более 300 высококлассных специалистов ОТР – архитекторов, разработчиков, бизнес-аналитиков, ИТ-специалистов, инженеров тестирования, специалистов по документации, административного персонала и многих других. Масштабные работы по СКП затронули крупнейшие подсистемы ГИИС «Электронный бюджет», в частности, управления расходами (ПУР), управления расходами в части казначейского сопровождения (ПУР КС), учета и отчетности (ПУиО), ведения нормативной справочной информации (НСИ), а также Автоматизированную систему Федерального казначейства (АСФК).
Система казначейских платежей, которая начала работать в 2021 году, – это новый формат обслуживания и проведения платежей клиентов Федерального казначейства. По сути, расчеты между клиентами ФК происходят без участия банков, 30% платежей были перемещены из внешнего (банковского) контура во внутренний, за счет чего существенно сократилась «оборачиваемость» бюджетных средств.
Кроме того, переход на СКП предоставил возможность и инструменты для ежедневной аккумуляции денежных средств бюджетов всех уровней на едином казначейском счете, что позволило в оперативном режиме управлять ликвидностью – направлять средства на первоочередные нужды, размещать свободные остатки в финансовых инструментах, получая при этом доход.
Над ИТ-архитектурой СКП Группа компаний ОТР работала около 3 месяцев, притом, что подготовка к пересмотру бизнес-процессов заняла около 9 лет. Уникальный проект не имел аналогов с точки зрения синхронного внедрения в нескольких важнейших системах государственного ведомства.
«Создание СКП было масштабной задачей, реализация которой требовала особого подхода, – рассказывает руководитель проекта от ОТР Ульяна Штумпф. – Доработки должны были производиться одновременно во всех функциональных подсистемах Электронного бюджета, АСФК и представляться заказчику отдельными релизами. Для контроля процесса сотрудники ОТР разработали систему мониторинга, которая позволяла комплексно контролировать весь цикл разработки и развития программного обеспечения: от анализа бизнес-требований до демонстрации релизов. Презентация каждого этапа проводилась с применением средств ВКС, количество слушателей со стороны ФК достигало 140 человек».
Демонстрация каждого релиза занимала до 8-10 часов, поскольку доработки касались процессов, происходящих в течение всего операционного дня.
Для выстраивания эффективных процессов компания разработала кросс-функциональную методику, которая позволила объединить несколько команд для решения новой масштабной задачи. При реализации проекта было подготовлено 12 спецификаций требований к программному обеспечению информационных систем, обеспечивающих функционирование СКП и описывающих процессы в новой системе (детализированных функциональных требований), а также разработана методика перехода на работу с СКП для подсистем ГИИС «Электронный бюджет» и АСФК.
За три месяца внедрения Группа компаний ОТР выпустила 5 релизов, включающих около 450 доработок. В рамках новых бизнес-процессов с «Электронным бюджетом» были интегрированы системы 1С «Парус», Единая информационная система закупок, финансовые подсистемы Правительства Москвы, внутренние модули ФК. Все доработки производились с учётом требований по импортозамещению: использовались компоненты исключительно российского производства.
Промышленный старт проекта не имел аналогов по сложности запуска. В то же время, при всей сложности, в том числе связанной с удалённым внедрением и отладкой, не было зафиксировано ни одного срыва операционного дня на территории РФ. Масштабной проверкой стала сдача бюджетной отчётности, в результате которой не было зафиксировано сбоев и ошибок в работе системы.
Помимо реализации технологической части проекта была проведена колоссальная работа по обучению сотрудников территориальных органов ФК, разработаны регламенты и учебные пособия.
Для тестирования функциональности СКП был создан интеграционный стенд на базе Центра обработки данных в городе Городце Нижегородской области. Стенд используется как для Федерального казначейства, так и для иных активных участников бюджетных процессов.
«В рамках проекта существенно изменены механизмы работы с пулом ликвидности, – рассказывает заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев. – В итоге возросла ликвидность единого казначейского счета (ЕКС), а это более 1 трлн. рублей в среднедневном исчислении. Некассовые операции между учреждениями госсектора проходят в онлайн-режиме, появились дополнительные ресурсы для кредитования субъектов Российской Федерации, сами же региональные бюджеты получают дополнительные доходы от операций Федерального казначейства по размещению свободных остатков. По прогнозу наших аналитиков, в 2021 году Казначейство России заработает дополнительный доход для федерального бюджета от размещения временно свободных средств в размере 240-250 млрд. рублей, а для регионов – 20-25 млрд рублей».
«Создание Системы казначейских платежей – это один из самых масштабных интеграционных ИТ-проектов в России в последние годы, – отмечает Арман Коспанов, директор Блока федеральных проектов и ведомственных решений ОТР. – Заказчик поставил нам амбициозную задачу, которая на первый взгляд казалась сложно реализуемой, но в то же время очень важной и интересной. Философия нашего бренда – это постоянная готовность к вызовам. Поэтому мы провели большую организационно-методическую работу даже внутри ОТР: постоянно обучали сотрудников принципам работы самого Казначейства и бизнес-процессам в новой Системе казначейских платежей. Мы разрабатывали детализированные функциональные требования, чтобы максимально точно проработать каждую задачу заказчика. Система запустилась в промышленную эксплуатацию в начале 2021 года, и сейчас можно уверенно говорить о том, что проект успешно реализован».